Манежка должна была случиться хотя бы затем, чтобы проблема этнической преступности, всякого рода национализма была поднята и обговорена. Вот она случилась, и что же из нее оказалось ясно:
1. Этническая кавказская преступность существует, закрывать на нее глаза бессмысленно и опасно. Фактически эта преступность идет на экспорт, поскольку внутри кавказских республик де-факто установилась национальная, в той или иной мере независимая от центра и законов страны власть, которая вытеснила из республик инородцев.
2. В остальной России на волне кавказской преступности усиливаются националистические настроения, что с одной стороны демонстрирует какую-никакую активность гражданского общества, с другой – подобная активность некомфортна либерально настроенной части населения.
3. Текущая российская власть, опасаясь обострения ситуации на Кавказе – попросту новой войны - позволяет верным (до поры) князькам творить беспредел как внутри кавказских республик, так – и это неизбежное следствие – за их пределами. Уже не только в России, кстати, но и в Австрии и пр. пр.
4. Оппозиция в большинстве своем вместо того, чтобы оценить ситуацию, использовать ее – обращается к доселе ненавидимым властным силовым структурам с просьбой о защите от националистов. При этом, нужно заметить, последние отвлеклись от акций против оппозиции, переключившись – и куда более мощно – на кавказцев.
Что же делать? Уговаривать всех граждан страны подчиняться закону нет никакого смысла, поскольку государство по своим причинам относится к разным гражданам по-разному. Жить в условиях очередного неминуемого столкновения этнических группировок все равно, что на пороховой бочке: однажды рванет, мало никому не покажется.
На мой взгляд, возможно единственное решение на государственном уровне: поскольку Россия не может переварить кавказские республики в рамках единого правового поля – их по-хорошему - следует отделить, создав что-то наподобие федерации с опциональным включением столь желаемых Абхазии и Осетии. Оставщихся на территории метрополии граждан будет немного легче учить соблюдать закон. Есть ли на такое решение у нынешнего руководства политическая воля? Мне кажется – нет.
Остается ждать, пока рванет и само поделит Россию на естественным образом сложившиеся кусочки.
Journal information