Сергей Красиков (eska) wrote,
Сергей Красиков
eska

Categories:
  • Mood:

Агарь, Агарь – ясно, или шесть с половиной книг вместе.


Новое произведение широко известного в кругах постсоветской интеллигенции китайского автора Хольма ван Зайчика несомненно вызовет общественный резонанс, отклик в литературном мире.  
И поделом – не так много хорошего издается в отечественной фантастике, приходится довольствоваться заграничной, хотя качество переводов часто заставляет желать лучшего.
Но о трудностях переноса смысла первоисточника на родной русский – потом, сейчас о книге.
Хольм ван Зайчик – феномен уникальный, в чем-то сродни Джеймсу Олдриджу, писателям-марксистам из Берега Слоновой Кости, авторам Протоколов Сионских Мудрецов. На родине автора не опубликовано ни одной его книги, в то время как в России вышли из печати шесть, а иные другие еще готовятся к изданию.  В чем же причина столь странной издательской политики? По всей видимости, Зайчик – товар экспортный, не предназначенный к внутреннему потреблению. С одной стороны средний доход китайца не превышает 20 долларов США, с другой кушать жителям Поднебесной хочется так же, как и всем нам. С одной стороны, продукт фантазии ориентального автора явно выбивается за пределы дозволенного быть напечатанным в КНР, с другой несет в себе отпечаток - пользуясь выражением самого сегодняшнего Китая – «совка».

«Агарь, Агарь!..» предваряет цикл из шести опубликованных романов, что на человеческом языке называется «приквелом», а в переводе Худенькова и Выхристюк «чем-то вроде пролога». Речь в нем идет о «еврейском вопросе», который автор прилежно изучил, пользуясь закрытыми пособиями Института Марксизма-Маоизма, Библией и другими ценными историческими материалами. Вот, например, как вдумчиво рассуждает о предательской сущности еврейского народа главный герой повести, Рабинович:

Может статься, все, сами того не сознавая, до сих пор видят нас так, как видели египтяне? И может, и мы, сами того не сознавая, до сих пор видим всех как египтян?
    Почему фараон вдруг ни с того ни с сего сказал: “Народ сынов Израилевых многочисленнее и сильнее нас, давай ухитримся против него, иначе он размножится, и, когда случится война, присоединится к неприятелям нашим, и будет воевать против нас, и выйдет из этой земли”?


Но не единым еврейским вопросом жива и актуальна повесть китайского автора. Вспоминая врагов внутрениих – отребье мирового империализма, вышедшее против своего народа на площадь Тян-ань-мэнь, ван Зайчик проводит тонкую аллегорию с фашистской риторикой:

Взрослый в черном умело пятился, отмахивая обеими руками ритм и скандируя: “Айн-цвай-драй”, а следом за ним строем по два шагали в ногу полтора десятка мальчиков с флажками, в одинаковых рубашках и шортах. После трех “Айн-цвай-драй” они громко, слаженно выкрикнули хором: “Свободу узникам совести!”

— Айн-цвай-драй! Айн-цвай-драй! Айн-цвай-драй!

— Под суд психиатров-карателей!

“Айн-цвай-драй! — слышалось, удаляясь; и уже на излете долетело: — Антинародный режим — к ответу!”


И, наконец, автор подводит к мысли, что за выступлениями против собственного народа стоят империалисты с той стороны Атлантического Океана:

Скорее всего, Америка, так до сих пор и не сумевшая толком справиться с последствиями Великой депрессии начала тридцатых, хочет притока еврейских денег и еврейских голов. А может даже, в дальней-то перспективе, заведомо справедливой войны с заведомо гнусной Германией, чтобы, ухватившись за военную промышленность, вытянуть из тухлой ямы всю свою экономику, отсыревшую, точно дрова, и никак не желающую разгораться. Значит, первым делом — пусть евреи бегут из Германии, ведь, в общем-то, понятно, куда они побегут…

Но все не так просто: силами Мирового Зла руководит Всемирный Заговор в лице газетного магната одноименной национальности Херода Цорэса, умело манипулирующего общественным мнением с помощью так называемой Лиги Наций:

Я очень, очень рад, что дело наконец сдвинулось с мертвой точки и несчастного изгнанника, многие годы невинно страдающего вдали от Отчизны, выслушала Лига Наций… вполне здравое убеждение в том, что прогнивший коррумпированный режим современной Германии должен быть заменен правительством более здоровым и более заботящимся о народе и соблюдении его прав. Подобные взгляды высказываются всеми оппозициями в мире, но почему-то именно в Германии власти, вместо того чтобы в открытых политических диспутах завоевывать симпатии населения и делом доказывать неправоту герра Штыкмахера, предпочли упрятать своего противника и его единомышленников в сумасшедшие дома и тюрьмы.

Вы оценили, как тонко ван Зайчик вплел в узор нового шедевра отсылку к проблеме так называемой «карательной психиатрии»?

Впрочем, какая песня без баяна, а книга без хэппи-энда? Благородным гражданам Ордуси (объединенного Китая и России) исторически неведом антисемитизм:

Как это они нас там называют? Ютаи. Вот это помнится. Звучит почти так же, как здешнее “юдэ”, — но отчего-то приятнее для слуха. Странно… Ничего странного. За этим нездешним словом не волочится тяжкий, весь в грязи и крови, хвост памяти поколений…

Тут (если вдуматься) автор допустил небольшую художественную вольность, в произведении альтернативно-историческом вполне оправданную, не снижающую просветления, буквально катарсиса, финала:
Рабинович принимает православную веру, берет в жены девицу Агафрену, избирается первым премьером Иерусалимского улуса, что на восточных границах Ордуси.

Несомненно, на фоне безыдейной фантастики сегодняшних российских авторов, бездарных поделок англоязычных фантастов, полных секса, насилия, политкорректности и расовой ненависти, новое произведение талантливого китайского писателя осветит путь молодому поколению, послужит светлым идеалом для мятующихся душ, зараженных наркотиком интернета.

Ведь по меткому выражению дальневосточного гуманиста «плохих людей нет», а значит: нет плохих читателей.
Subscribe

promo eska november 24, 2013 23:55 Leave a comment
Buy for 40 tokens
1. Рад видеть добрых людей. 1.1 Ботов и многословных м​***ков - не рад. 2. Рекламодатели и спонсоры приветствуются. 2.1 Б***и - нет. 2.1.1 Тем не менее, вы можете разместь спам и платные реплики в комментариях. Стоимость толерантного к ним отношения - 300 (триста) жетонов. В случае неуплаты…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments