
После падения Ростова, в условиях, когда немецким войскам оставалось совсем немного, чтобы продвинувшись у Дона разделить советскую оборону на две части, Сталин вспомнил приказ от августа 1941 года. Он гласил: каждый, оставивший подразделение во время боя и сдавшийся в плен, считается злонамеренным дезертиром, и вся его семья должна быть арестована как семья предателя Родины и врага народа. Таких дезертиров должно расстреливать на месте. Попавших в окружение и тех, кто предпочел сдаться на милость врага, уничтожать всеми доступными средствами, а их семьи лишить всяческой помощи со стороны государства.

(советская пропаганда)
Новое распоряжение подтвердило серьезность отношения Ставки к тем солдатам, которые прежде всего заботились о сохранении своей жизни, а не о выполнении приказов командования.

(советские пленные, июль 1942г.)
В исполнение приказа вышло Положение о штрафных батальонах Действующей армии.

(ключевой отрывок из приказа №227)
Приказ сыграл двоякую роль в боевых действиях Красной Армии: с одной стороны были приостановлены паникерские настроения в частях, а с другой командиры этих подразделений часто не давали приказа на своевременное отступление, боясь быть обвиненными в трусости, и после этого оказывались окруженными противником.

(немецкая пропаганда)
Journal information