Да - Эрих фон Данекен однозначно присутствует в фильме. Но это не повод отказывать ленте в принадлежности к жанру. (Сколько этих Данекенов в НФ золотого века (от Хаббарда до Казанцева), да и в советском генезисе - "Технике молодежи"?) Более того - к жанру твердой НФ. Потому как фильм-то в общем о научном познании. А основной конфликт между богочеловеком (олицетворяемым пришельцами, роботом и мудацкими учеными) и Всевышним, к которому приходит-возвращается героиня. Он одолевает таки Люцифера, пораждая Антихриста - Чужого. (Там еще есть вторичная тема про алчность, но она совершенно банальна.) Отсюда и эстетика: на стороне богочеловека - тоталитарно-имперские корабли дьявола-арийцев-прародителей и их смешной робот-соблазнитель, произведенный уже последователями, на стороне Бога - пасторальные картинки детских воспоминаний героини и выполненные в том же духе рекламные ролики о цивилизации Землян. Отсюда же и попытки со стороны робота-беса лишить героиню символа веры, его насмешки над Богом: "Что, помог ли он тебе?"
Другое дело, повторю, эта метафизически-метафорическая махина работает слабо, поскольку внимание прежде всего отвлекается на НФ-мишуру, в то время, когда внутренний мир героев пуст чуть менее, чем полностью. Для настоящего кино на серьезную тему нужен настоящий режиссер вроде Триера или Тарковского, а не талантливый инженер по спецэффектам, пусть даже и желающий большего.
Journal information