Сергей Красиков (eska) wrote,
Сергей Красиков
eska

Categories:

Умберто Эко «Пражское кладбище»

Герои романов Дюма, как правило, люди достойные. Вернее представляющиеся таковыми автору и юным читателям. (Ну, что там особенно благородного в жизни, посвященной мести – это уже второй вопрос.) Эко решил написать авантюрно-плутовской исторический роман от лица мошенника, особенной симпатии не вызывающего.

Симоне Симонини родился в Италии, в Турине, воспитывался дедушкой антисемитом, привившим ребенку собственные страхи, и священником-иезуитом, на всю жизнь отвратившим ученика от церкви. В Италии же Симонини по бедности подвязался провокатором и фальсификатором документов в секретной службе.


Затем шпионил за приспешниками Гаррибальди, вернее всеми средствами пытался скрыть бухгалтерские книги, которые могли послужить неудобным доказательством для нанимателей. В силу чрезмерной активности, повлекшей череду смертей, хозяева отправили Симонини подальше с глаз в Париж, тамошним коллегам. В столице Франции герой продолжил практику фальсификации теперь уже против масонов, евреев, иезуитов – попеременно, втюхивая нехитрый сюжет о таинственном сборище Тайных Повелителей Мира на пражском кладбище, почерпнутый им самим из авантюрных книжек того времени. Симонини вообще не чурался чтения, хотя предпочитал книги «по специальности», откуда мог списать что-нибудь не столь начитанным русским, турецким, немецким или французским заказчикам. Впрочем и они не гнушались плагиатом у Симонини.

Ясное дело, что вся эта бурная деятельность не могла не привести к появлению «Протоколов сионских мудрецов» и мыслями об «окончательном решении» вопроса.

Излишне рассказывать, что в том случае, когда Эко хочет увлечь читателя, он его увлекает. Безумно интересно следить за нелепыми интригами, когда враги постоянно меняются местами, начальство то и дело обнаруживается в придорожной канаве, в компании жертв очередной борьбы за свободу, а сам герой до того переживает от нервной работы, что у него случается раздвоение личности. Кстати, о Симонини: сколь мерзким ни представляется он на протяжении всего текста, сколь ни ужасны его поступки, окружающие «реальные» персонажи (а все они вполне существовали) вроде Таксиля, Рачковского, Осман-бея – куда гаже. На их фоне остроумный жулик Симонини смотрится почти Остапом Бендером в антураже сталинского СССРа. Впрочем, автор отдает этому отчет: «… как с приключенческими романами, дело кончается тем, что читатель волей-неволей переживает за негодяя».

«Пражское кладбище» при всей его увлекательности, богатстве идей и смыслов – роман для Эко вполне традиционный. Из «Имени розы» пошла религиозная тема, из «Маятника Фуко» - тайные общества, из «Баудолино» - историческая оперетта, из «Таинственного пламени» - жизнеописание на фоне бульварного чтива. Причем о вторичности тут речи не идет, просто у каждого писателя есть любимые темы, которые так или иначе проскальзывают в ходе повествования. В данном случае "красной нитью" является манипулирование массовым сознанием, вернее попытка такого манипулирования, как следствие банального сцепления зубчиков государственной машины.

Остается лишь позавидовать тем, кто книгу еще не читал: у вас впереди увлекательное, веселое и вполне поучительное приключение.



Subscribe

promo eska november 24, 2013 23:55 Leave a comment
Buy for 40 tokens
1. Рад видеть добрых людей. 1.1 Ботов и многословных м​***ков - не рад. 2. Рекламодатели и спонсоры приветствуются. 2.1 Б***и - нет. 2.1.1 Тем не менее, вы можете разместь спам и платные реплики в комментариях. Стоимость толерантного к ним отношения - 300 (триста) жетонов. В случае неуплаты…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments